Признавая безопасность пациентов ключевым приоритетом здравоохранения, в рамках 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 194 страны объявили 17 сентября Всемирным днем безопасности пациентов.
Цель Всемирного дня – повышение глобальной осведомленности о безопасности пациентов и поощрение общей солидарности действий как профессионального сообщества, так и самих пациентов, их родственников, различных организаций, представляющих интересы пациентов.
Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения совместно с Министерством здравоохранения и при взаимодействии с представительством Всемирной организации здравоохранения в России реализуется план мероприятий, посвященных Всемирному дню безопасности пациентов в 2020 году.
Пандемия оказывает беспрецедентное давление на системы здравоохранения во всем мире. Для предоставления безопасной медицинской помощи пациентам крайне важно наличие компетентного, квалифицированного, заинтересованного медицинского персонала и создание условий для вовлечения пациентов в процесс лечения.
Имеется необходимость формирования культуры безопасности пациентов, в рамках которой пациенты рассматриваются как партнеры, поощряется сообщение об ошибках и извлечение из них уроков, при этом акцент не ставится на наказании виновных.
В условиях пандемии безусловную значимость при организации медицинской помощи приобретает безопасность самих медицинских работников – залог стабильной и результативной работы медицинских организаций, которые функционируют на пределе возможностей.
Приоритетом становится своевременная подготовка и обучение медицинских работников и руководителей медицинских организаций внедрению эффективных систем управления качеством и профилактики рисков при осуществлении медицинской деятельности, вопросам инфекционной безопасности и методам доказательной медицины.
Приоритетным направлением деятельности Росздравнадзора является контроль соблюдения прав граждан на доступную, качественную и безопасную медицинскую помощь. Деятельность службы направлена на обеспечение повышения эффективности, качества и безопасности системы здравоохранения для граждан Российской Федерации, что является официальной декларируемой миссией Росздравнадзора. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем проведения проверок медицинских организаций, проверок соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья, порядков оказания медицинской помощи, медицинских экспертиз, осмотров и освидетельствований, внутреннего и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности и выполнение иных контрольно-надзорных функций.
Проводимая Росздравнадзором работа по государственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности способствует:
- повышению в субъектах Российской Федерации доступности и качества медицинской помощи для различных категорий граждан;
- снижению общественно опасных последствий, возникающих в результате несоблюдения подконтрольными объектами обязательных требований в сфере здравоохранения;
- снижению младенческой смертности, смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний; увеличению выявляемости граждан с группой риска по развитию неинфекционных хронических заболеваний;
- снижению доли медицинских организаций, допускающих нарушения прав ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны в сфере охраны здоровья;
- формированию системы оперативного реагирования на обращения граждан, в том числе с использованием возможностей «горячей линии» Росздравнадзора;
— созданию комплексной системы профилактической работы, включающей выдачу предостережений подконтрольным субъектам в целях предупреждения нарушений ими обязательных требований.
В рамках фармаконадзора Росздравнадзор осуществляет сбор, обработку и анализ сообщений о неблагоприятных побочных реакциях на лекарственные препараты, а также проводит анализ поступающих от производителей периодических отчетов по безопасности лекарственных препаратов.
Результаты анализа данной информации направляются Росздравнадзором в Министерство здравоохранения Российской Федерации для рассмотрения вопроса о необходимости внесения изменений в инструкции лекарственных препаратов, изменения порядка обращения лекарственных препаратов, включая приостановление применения или отмену государственной регистрации.
В рамках проведения государственного контроля над обращением медицинских изделий собираются и анализируются сведения о серьезных, непредвиденных неблагоприятных событиях, особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, любых фактах и обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий. Из обращения изымаются незарегистрированные медицинские изделия.
Таким образом, в основе деятельности сотрудников Росздравнадзора находится пациент, его нужды и стремление к сохранению и восстановлению здоровья.
Пациентоориентированность – основной принцип организации работы всех сотрудников Росздравнадзора.
Выражаем уверенность, что ежегодный Всемирный день безопасности пациентов привлечет внимание общественности к вопросам обеспечения безопасности, стимулирует совместную работу всех заинтересованных сторон и послужит основой для разработки программ по улучшению безопасности и качества жизни и здоровья граждан в Российской Федерации.