Врач и пациент

«Хорошие доктора бывают трех видов:

1. Напугал и отрезал

2. Успокоил и пришил

3. Поговорили и стало легче».

«…Пациент: — Па_мять.

Доктор: — Всё понятно, у Вас пробел в памяти»

«И ни дай бог тебе разрешено без очереди. Тогда центром разборок становишься ТЫ!».

(Юмор из интернет — пространства из сферы отношении врач — пациент).

В российском здравоохранении протекают процессы трансформации отношений между врачами и пациентами, и главными направлениями этих изменений выступают повышение требовательности пациентов к врачам, рост напряженности в отношениях между ними, изменение баланса ответственности между гражданами и медиками за уровень индивидуального здоровья. Традиционная модель взаимоотношений врача и пациента, сложившаяся на протяжении многих столетий, требует доверительных отношений между врачом и его подопечным. Как же на самом деле складываются взаимоотношения врача и пациента в современном мире? В целом, и врачи, и пациенты предпочитают партнерскую модель взаимоотношений, так как предполагается ответственное отношение к процессу лечения и выздоровления не только со стороны врача, но и со стороны пациента. В то же время, в реальных взаимоотношениях между данными субъектами общения наблюдается рассогласование в восприятии процесса взаимодействия. В чем же выражается недовольство пациентов при взаимодействии с врачами:

  • Нехватка информации о выбранном курсе лечения заболевания (невзирая на то, что у врачей может просто не хватать времени на осмотр, беседу, назначение и все объяснения в его плотном графике приема — время приема на одного пациента в среднем 12-15 минут).
  • Высказывание недовольства тем, что, по их ощущениям, врачи стремятся заработать на проблемах своих пациентов.
  • Неудовлетворенность неготовностью врача слышать пожелания (или рекомендации) пациента, совместно с ним вырабатывать решения по лечению или, хотя бы, согласовывать с ним свои решения.
  • Негативные эмоции от того, что слышат из уст врачей, о подчеркивании явного отсутствия специальных знаний у пациента.
  • Так же, по мнению пациентов, врачи недооценивают психическую сторону соматического заболевания, связанную с пониманием психологических составляющих.

Зоны неудовлетворения у врачей:

  • В первую очередь врачи жалуются на хамство и грубость пациентов по отношению к медицинским работникам, и это поведение задевает чувства более половины врачей.
  • Безответственное отношение населения к своему здоровью, невыполнение предписанных рекомендаций, — еще одна крайне важная конфликтная зона, с которой врачи по долгу службы сталкиваются постоянно.
  • Врачи считают, что пациенты в подавляющем большинстве случаев воспринимают их как специалистов, оказывающих не медицинскую помощь, а обслуживающий персонал, оказывающий медицинские услуги.
  • Бравада пациентов информированностью по поводу своего заболевания; неготовность к совместным усилиям по выработке согласованных решений по лечению; завышенные ожидания к возможностям.
  • Недоверие к квалификации врача.

Базовой причиной «дистанцирования» врача от пациента является, связанное с ними «исчезновение» пациента из поля зрения врача. Это не означает, что врачи перестают замечать пациента, но врачебный прием нередко носит формальный характер, при котором больной в значительной мере исключается из процесса общения, и если врач не дает пациенту возможности высказаться, последний может защищаться, например, выступая с обвинениями и домысливаниями т.д. Несмотря на сокращение социальной дистанции между врачом и пациентом, ответственность за результат лечения по-прежнему лежит на враче, как с точки зрения пациента, так и с точки зрения самого врача. Подобная ситуация во взаимоотношениях между врачом и пациентом проявляется как на уровне социальных отношений, являясь одним из существенных источников негативного образа здравоохранения в целом, так и на уровне личности врача в качестве фактора развития синдрома эмоционального выгорания. Коммуникативные барьеры, возникающие между врачом и пациентом, приводят к искаженному восприятию медицинской информации пациентом и формируют неадекватные ожидания врача о способностях пациента воспринимать его точку зрения на лечебный процесс и следовать его назначениям. Подобная ситуация приводит к снижению эффективности лечебной деятельности и является источником эмоционального напряжения для врача.

«Тревога — самая выдающаяся психическая особенность западной цивилизации» — цитата Р.Уиллоуби, 1935 год. Наша жизнь превратилась в гонку за лучшее — достижение, деньги, статус; превратилась в суету, волнение. Все это неумолимо уже расшатывает нервы. Теперь, с разрастанием масштаба скорости внедрения мобильной связи, интернет ресурсов, потока информации, малоподвижного образа жизни; с постковидным синдромом, обстановкой в стране и мире; когда жизнь в неопределенности, человек вынужден приспосабливаться, делать выбор. И парадоксально, чем шире выбор, тем многообразнее и сильнее страхи. При этом поступающая быстро извне огромная по объему информация, не может адекватно обрабатываться и перевариваться.

Медицинская информация, как и многая другая, зачастую подается в доступной для восприятия «клиповой форме» — от англ. clip, «фрагмент текста», «вырезка» — тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое, без глубокого анализа и вывода полученной информации. Отсюда мы не успеваем проанализировать информацию й -принять взвешенное решение, а значит, не способны воспринимать информацию критически. Как пример: просмотр новостной ленты. Этим активно пользуются рекламщики и маркетологи, которые воздействуют на эмоции и побуждают людей к импульсивным поступкам, что приводит к возникновению иллюзии простоты и доступности научного знания. Иллюзия простоты связана и со снижением уровня профессиональных требований к экспертному сообществу: сегодня все мы псевдополитики, завтра псевдоэкономисты, послезавтра псевдотерапевты. Экспертом в любой области может быть теперь каждый. А этому естественно будет сопутствовать растущий вверх уровень тревожности.

Еще раз подчеркну: испытываем хронический стресс не от реальной угрозы, как нападение тигра, а страх неопределенности, уязвленного самолюбия, не успеха в конкурентной борьбе, несоответствия общепринятым стандартам. Страх выглядеть не так, как ожидает общество, заставляет подавлять истинные эмоции, которые испытывает человек. Все это наслаивается всевозможными текущими психотравмами, начиная с детства. Быть в рамках приличия порождает порочный круг, ведущий к тревожности, когда эмоции не выплескиваются, но имеют накопительный эффект, которая сродни взорвавшейся ядерной бомбе. Так же и накопленная негативная эмоция имеет тенденцию вырываться наружу с неконтролируемой силой, последствия которой трудно прогнозировать и исправлять. Как говорится: «И Остапа понесло…». Вернемся снова к понятию «клипового мышления»… Сегодня, когда людей все чаще буквально забрасывают как правдивой, так и ложной информацией по вопросам здравоохранения, когда телекоммуникационные технологии предлагают огромные возможности для пользователей получать необходимые им сведения без всякой цензуры, даже без обычного научного редактирования, каждый из нас, на основе отрывочных статистических данных, пытается строить «прогнозы». Сознание людей, в том числе и пациентов, становится фрагментарным, перестает опираться на универсалии и уже с трудом воспринимает логические цепочки сбора и систематизации знаний, требующие анализа. Информация о медиках, пропущенная через фильтры массмедиа, формирует отрицательный образ российской медицины. И получается, что врач, лечащий пациента, является уже не носителем добра, а носителем зла. Пациенты как участники этой реальности, обращаясь в медицинские учреждения, предварительно начитавшись этих около- и пара — медицинских определении, могут терять ориентиры правильности и неправильности рекомендаций врача, имеющего пока научную картину мира в силу своего естественнонаучного образования. Как отмечали в своих работах американский интернет-критик A. Keen и российский философ В.А. Емелин, уважение к знаниям профессионалов в современном информационном обществе постмодерна умаляется, на пьедестал почета возводятся высказывания безграмотных любителей. Дополнив полученные из медиа свои представления о медицине целым набором отрывочных псевдонаучных знаний по конкретной тематике своего заболевания, пациент идет на встречу с врачом, которому заранее не очень доверяет. Что же сулит встреча двух индивидов? А сулит эта встреча, если опираться на начало статьи, на повышение вероятности возникновения межличностных конфликтов в системе «врач—пациент», что способствует эмоциональному выгоранию специалистов-медиков и ведет к нарастанию агрессии в обществе в целом.

И в заключение… Профессия врач — относится к хелперской стезе. Издревле повелось, что врачеватели души человеческой почитаемы и уважаемы на селе. И в наше беспокойное время врачи вызывают восхищение. Недаром среди выпускников школ большой процент желающих идти именно в медработники. Вся наша Оренбургская земля переживала горе по поводу гибели молодого терапевта, красивой девушки, которая стала жертвой немотивированной агрессии со стороны молодого человека. Под воздействием разнонаправленных информационных потоков синкретического, клипового мышления в отношении медицины среди населения, снижения уровня терпимости, сопереживания, неумения правильно, конструктивно выражать свои накопленные и подавленные негативные эмоции, повышения уровня тревожности и растет данная немотивированная, а так же пассивная виды агрессии. Базовой потребностью человека являются потребности в принятии, уважении и доверии. Основой коммуникации являются, по — моему мнению, доброжелательность и соблюдение элементарных правил этикета. А барьерами являются наши, не всегда обоснованные, страхи быть не принятыми, не понятыми, что ведет к защитам, которых в арсенале человека очень много и не все из них рациональны.

… И на свете тебя еще нет,

И едва лишь откроешь глаза ты,  

Твою жизнь охраняют от бед       

Люди в белых халатах

Вечный подвиг — он вам по плечу,

Ваши руки — бессонны и святы,

Низко вам поклониться хочу,

Люди в белых халатах.

Э. Колмановский-Л.Ошанин-Владимир Трошин — Люди в белых халатах

 

Хочется сказать: « Все мы живые, все мы люди — человеки! Все мы являемся активными субъектами медицинских коммуникаций, и нам всем необходимо обладать психологическими методами установления продуктивного контакта с целью повышения личной ответственности в сфере оздоровления». Постфактум: если встать на место доктора, смог бы каждый из нас мобильно принимать людей в ситуации непрерывного потока людей, разных особенностей, условии труда с 9-17ч, не всегда со словами благодарности, да еще со сливом негатива. А дома ведь так же у врача есть семья, дети, дом и свои насущные проблемы….

 

Психолог Первомайской РБ: Жаналиева Айна Сергеевна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *